Алкоголь начнут продавать через госуслуги?

alcohol-internet.jpg

Механизм онлайн-продажи алкоголя вызывает ряд вопросов у специалистов. Например, как будет проверяться легальное происхождение спиртного. Или как будет проверяться возраст покупателя (а ему должно быть не меньше 18 лет). Широко известная в узких кругах Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила российскому правительству своё видение алгоритма онлайн-продаж, и убеждает провести эксперимент по продажам спиртного через интернет. Для проверки возраста покупателей АКИТ предложила использовать Единую биометрическую систему (ЕБС), которую сегодня уже используют банки для подтверждения личности клиентов по лицу или голосу.

Предполагается, что обкатка технологии позволит проверить существующие возможности ЕГАИС (системы контроля спиртного) и оценить перспективы механизма онлайн-продажи алкоголя. Пока законопроект находится на согласовании в правительстве и не внесён в Госдуму.

Как предлагают покупать спиртное через интернет

Заказ будет происходить следующим образом:

  1. Пользователь совершает покупку в интернет-магазине, указывает время и место доставки, выбирает способ оплаты
  2. Магазин предлагает пройти идентификацию с помощью портала госуслуг
  3. Пользователь авторизуется на портале, связанном с ЕБС, и на камеру произносит 5 цифр, которые появятся в этот момент на экране
  4. Если всё сделано верно, личность и возраст подтверждаются, а товар проводится через систему государственного учета ЕГАИС
  5. Заказ отгружается курьеру и доставляется покупателю

Дополнительно похожую систему идентификации также хотят установить на мобильные приложения курьеров, чтобы они могли подтверждать личность покупателей. Доставлять товар будут как курьерские службы, так и «Почта России» — по всей стране.

Ещё одно предложение АКИТ: внедрить онлайн-проверку мест доставки. Например, будут определены точные адреса, по которым алкоголь привозить не будут. Это школы, больницы и другие подобные учреждения. Также планируется, что благодаря ЕГАИС можно будет фиксировать время продажи алкоголя, чтобы соблюдать все ограничения.

Территории, на которых может пройти эксперимент, пока не определены. Участие в нём будет принимать весьма ограниченное количество людей — сотрудники компаний, которые будут официально включены в состав участников испытаний. Также возможно, что в рамках эксперимента будут продавать не настоящий алкоголь, а его имитацию: пустые бутылки.

Несмотря на то, что законопроект пока что ещё только изучается, некоторые министерства и компании уже отреагировали на него. Так, Ростелеком (оператор ЕБС) подтвердил, что Единая биометрическая система может использоваться для подтверждения возраста. Она интегрирована с Единой системой идентификации и аутентификации, в которой хранятся подтвержденные персональные данные миллионов граждан (ФИО, паспортные данные, СНИЛС и др.). А вот Минздрав и Роспотребнадзор выступили против инициативы. По их мнению, есть сомнения в надёжности механизма, позволяющего оградить несовершеннолетних от покупки алкоголя в сети.