История IT-аутсорсинга

Время на поиск упоминаний об аутсорсинге среди опубликованного за первую половину 50-летней жизни Computer Weekly было бы потрачено напрасно. Среди статей во второй половине вам нелегко было бы найти историю, несвязанную с аутсорсингом хотя бы косвенно.
Точная дата «рождения» ИТ-аутсорсинга трудно определяется, потому что этим словом обозначается много разных явлений у разных людей. Отрасль предоставляет ресурс, который постоянно меняется. Фактически, единственное, в чем вы можете быть уверены, говоря об ИТ-аутсорсинге, это то, что он никогда не остается без изменений.
Некоторые считают, что начало ИТ-аутсорсингу было положено в конце 1980-х годов. IBM в США разработала, построила и управляла центром обработки данных для компании Eastman Kodak. Эта деятельность потребовала перехода сотен сотрудников Kodak в компанию под брендом IBM Integrated Systems Solution Corporation (ISSC).
Профессор Илан Ошри говорит, что сделка IBM с Kodak является хорошей отправной точкой для развития современных услуг ИТ-аутсорсинга. «Без сомнения, инициатива Eastman и IBM в 1989 году была и остается поворотным пунктом для индустрии аутсорсинга услуг, привлекая внимание корпораций к преимуществам, которые она может им дать», - отмечает он.
Больше не ругательство
Джон Кеппел, президент в аутсорсинговой исследовательской компании ISG, говорит, что ИТ-аутсорсинг в Великобритании достиг совершеннолетия в 1980-х годах, когда совет Большого Лондона (Лондонский муниципалитет) привлек для выполнения работы Hoskyns.
«Первоначально перспектива использования подрядчиков для выполнения внутренних функций вызвала шумиху непонимания, - вспоминает Кеппель. «Многие люди не понимали, что это значит и какова будет стоимостная нагрузка для общественного кошелька. Тем не менее, к 1990-м годам крупные игроки все чаще прощупывали почву, и под руководством Джона Майора аутсорсинг перестал быть ругательным словом, став чем-то, в чем бизнес видел ценность и фактически хотел использовать».
Пионеры
Но вы можете пойти дальше и найти примеры более ранних версий ИТ-аутсорсинга. Марк Льюис, адвокат по аутсорсингу Berwin Leighton Paisner, говорит, что в мире корпораций и образования аутсорсинг имел место еще в 60-х и 70-х годах, но в форме обмена временем, сервисных бюро и обслуживания оборудования и помещений. Это были предшественники современного ИТ-аутсорсинга.
IBM, как ни удивительно, стала пионером современной формы аутсорсинга после того, как сделка с Kodak в США попала во внимание корпоративного мира. «Мой опыт работы на рынках Великобритании, Азии и Европы с середины 1980-х годов состоял в том, что IBM была доминирующим поставщиком ИТ-услуг на этих рынках», - добавляет Льюис. «Это особенно верно для критически важных ИТ-проектов».
Именно интерес корпораций привел к стремительному росту компании, созданной американским бизнесменом Россом Перо в 1960-х годах. Этой компанией была Electronic Data Systems, более известная как EDS.
Сэм Кингстон, главный операционный директор украинского провайдера ИТ-услуг Ciklum и бывший глава британского подразделения компании EDS, говорит, что Перо реализовал свое видение, построив независимого поставщика услуг ИТ-аутсорсинга, не связанного с каким-либо производителем оборудования, предоставляя навыки сотрудников как инструмент для решения актуальных бизнес-задач.
«Это была одна из самых успешных компаний в компьютерной индустрии в 1980-х и 90-х годах», - добавляет он. «С ними были подписаны несколько долгосрочных контрактов на миллиарды долларов с наиболее крупными компаниями в мире.
Закрепление
Кингстон говорит, что EDS и до этого IBM закрепили принятие ИТ-аутсорсинга и привлекли внимание бизнеса. «Эти компании внедрили модель аутсорсинга на мировой рынок, проводя деятельность в соответствии со совершенно разными бизнес-стратегиями, соответствующими их основным возможностям».
IBM выросла изнутри, в то время как EDS объединила органический рост с приобретениями, говорит Кингстон. «Следует признать за EDS ее роль в быстром сегментировании сектора технологических услуг. Тем не менее, стратегии обеих компаний были успешными в течение длительного периода времени.
«По сути, эти игроки стали причиной далеко идущих последствий в бизнес-мире, которые по масштабу даже превосходят их вклад в развитие технологий как таковых. Их инновационные коммерческие модели в сочетании с готовностью выполнять огромные объемы работы были впечатляющими даже по сравнению с текущими сделками».
В то время как бизнес-аутсорсинг IBM по-прежнему развивается благодаря подразделению Global Services, EDS была приобретена HP в 2008 году за 13,9 млрд долларов, а бренд исчез.
Переориентирование
Другое имя аутсорсинга, которое исчезло, - Andersen Consulting. Andersen Consulting был частью бухгалтерской фирмы Arthur Andersen, пока компания не «откололась» и не стала Accenture в 2001 году.
Кингстон говорит, что Andersen Consulting / Accenture заняла аутсорсинговый рынок «на новой высоте». «И именно здесь Accenture, похоже, сегодня - на вершине консалтинга и аутсорсинга».
Но история Arthur Andersen также является важной в секторе ИТ-аутсорсинга. В 2001 году произошел громкий скандал с американским энергетическим гигантом Enron. Выяснилось, что долги на миллиарды долларов от неудачных сделок и проектов были спрятаны с помощью лазейки в бухгалтерском учете и плохой финансовой отчетности. Акционеры Enron подали в суд иски на миллиарды долларов, и Arthur Andersen потерял лицензию на работу в качестве профессионального аудитора в США после того, как его признали виновным в обвинениях с уголовной ответственностью.
Скандал с аудитом в бухгалтерском учете не связан с Accenture, но стал предупреждающим сигналом для ИТ-индустрии. «Артур Андерсен в дополнение к тому, чтобы быть аудитором, оказывал услуги бизнес-консалтинга [Andersen Consulting] для Enron. Позже было заявлено, что это является конфликтом интересов для любой аудиторской фирмы, которая активно ищет клиентов среди аудируемых компаний и вознаграждается ими за консультационную работу».
Кингстон говорит, что «красный флаг» Enron запустил новую эру процессов обеспечения соответствия законодательству при предоставлении услуг. После этого крупные бухгалтерские компании продавали или выводили в другое юридическое лицо свои консалтинговые компании.
Они пришли с востока
Но когда речь заходит о новых эпохах в ИТ-аутсорсинге, мало кто может вспомнить что-то сравнимое со взрывным ростом бизнеса, который испытали индийские ИТ-компании.
Не осознавая этого, в 1990-х годах поставщики ИТ-услуг в западном мире открыли для Индии возможность войти в ИТ-отрасль.
В начале десятилетия западные ИТ-компании действительно не замечали индийских поставщиков, потому что они были сосредоточены на обслуживании мэйнфреймов. Затем настало время клиент-серверной архитектуры, и ИТ-гиганты подумали, что индийские компании не смогут этим заниматься. Но они смогли.
«Ошибка тысячелетия»
Возможно, самые большие возможности были связаны с опасениями вокруг проблемы перемены дат в 2000 году, когда крупные западные организации нуждались в людях с правильными навыками, чтобы гарантировать, что они не пострадают от, так называемой, ошибки тысячелетия. Многие опасались, что недостатки, вызванные практикой хранения данных с использованием только двух последних цифр года для даты, могут нанести ущерб с приходом 2000 года. Логика программы часто предполагает, что число в году становится больше, а не меньше, поэтому представление 2000 как «00» могло бы привести к сбоям ИТ-систем, если ошибка не была бы устранена путем изменения кода.
Корпорациям были нужны трудовые ресурсы для программирования. Но они не хотели переплачивать местным программистам, поэтому они искали людей с нужными навыками в Индии, где заработная плата была намного ниже. Это дало индийским фирмам возможность войти в крупные западные компании, и с тех пор они никогда не жалели об этом.
B.G. Srinivas, бывший глава европейского подразделения индийского ИТ-гиганта Infosys и в настоящее время управляющий директор компании ICT PCCW в Гонконге, говорит, что индийские ИТ-фирмы имели очень небольшое присутствие в мире в 1990-х годах.
«Это было неизменно почти до 2000 года, когда проблема перемены дат угрожала всему миру», - говорит он. «Эта проблема должна была быть решена до начала века. Предприятия признали, что им не хватает пула талантов для переписывания кода программ. Они обратились к внешней поддержке и индийским технологическим компаниям с их огромным рынком труда. Они пришли на помощь».
«Беззаботица»
Западные ИТ-компании беззаботно предоставили Индийским специалистам возможности по входу на рынок, так как они не ожидали, что ИТ-услуги будут предоставлены из-за рубежа по причине необходимости действий в сжатые сроки. Однако, поскольку индийские компании находились в другом часовом поясе, западные клиенты могли работать круглосуточно. Приход Интернета также снизил транзакционные издержки; до этого только крупные игроки имели выделенные каналы связи.
Вероятно, уже в 2004 году крупные западные поставщики начали беспокоиться о конкуренции со стороны Индии.
Сринивас отмечает, что выручка от проектов в 2000 году была не столь значительна для индийских компаний. Для развития и роста рынка ИТ-услуг в Индии потребовалось больше, чем только проекты Y2K. «Однако они имели далеко идущие последствия и были предвестниками для ИТ-аутсорсинга крупных предприятий. Предприятия начали видеть ценность индийских компаний с точки зрения их возможностей, емкости рынка труда и стоимости».
Сринивас говорит, что эти Y2K-проекты дали миру осознание того, что таланты существуют и за пределами США, и что работа может осуществляться дистанционно и с сохранением качества.
В период с 2000 по 2005 год, почти все ведущие индийские технологические фирмы, в то время - Infosys, Wipro, Tata Consultancy Services и Satyam, расширили свою деятельность, создали новые каналы обслуживания, наняли больше людей и увеличили инвестиции в обучение.
Сегодня считается странным, если крупный бизнес выделяет определенные ИТ-услуги только компаниям внутри страны или на департаменты внутри предприятия. Причина этому - зрелость зарубежных ИТ-услуг, которые были впервые продемонстрированы в Индии. Сегодня предприятия могут получать услуги со всех уголков мира и с разными преимуществами.
Технология, разрушающая отрасль
Сегодня ИТ-аутсорсинг претерпевает еще одну трансформацию, обусловленную технологическим продвижением. Появились новые технологии, которые вынуждают отрасль перестраиваться.
Облачные вычисления и автоматизация с помощью искусственного интеллекта - два ярких примера.
Достаточно просто взглянуть на компанию, такую как Netsuite, чтобы понять, как облачные вычисления вторгаются в корпоративный сектор. Программное обеспечение как услуга (SaaS), которое берет на себя функции традиционного планирования ресурсов предприятия (ERP) и управления отношениями с клиентами (CRM), быстро растет и имеет впечатляющий список потребителей.
На недавнем клиентском форуме в Лондоне компания объявила о новых клиентах, включая WHSmith, Pret A Manger и Misys. Компания Netsuite, основанная в 1998 году, насчитывает 2500 глобальных сотрудников и в 2014 году имела оборот более 400 миллионов долларов.
Тем не менее, изменения выходят за рамки SaaS-моделей. Сегодня бизнес больше не нуждается в поставщике ИТ-услуг для запуска новых серверов. Если ИТ-директор выбрал облачные IaaS-услуги, он автоматически получит то, что ему нужно, и заплатит только за то, что действительно будет использовать.
AI
Хотя облако может стать крупнейшим технологическим заменителем ИТ-аутсорсинга, оно может оказаться причиной менее значительных перемен по сравнению с изменениями, которые могут произойти в будущем по причине автоматизации и развития искусственного интеллекта. Программные роботы настраиваются на выполнение бизнес-процессов, но искусственный интеллект уже продвинулся еще дальше и предлагает бизнес-когнитивные платформы, которые могут выполнять широкий спектр задач и даже учиться по мере выполнения.
Если вернуться к основной цели аутсорсинга - выполнение работы третьим лицом – то можно с уверенностью говорить, что ИТ-аутсорсинг всегда будет огромной отраслью. Но состояние отрасли будет по-прежнему постоянно трансформироваться для удовлетворения новых технологических, экономических и политических задач.
Оригинал статьи вы можете найти по ссылке. Перевод выполнен Корпоративным облачным провайдером Cloud4Y. Помимо предоставления облачных услуг компания Cloud4Y рада предложить клиентам широкий спектр услуг ИТ-аутсорсинга, как в облаке (onsite), так и на территории Заказчика (offsite), а так же поставки ИТ-оборудования.
Популярное
02 марта
Облачные вычисления помогают марсоходу Perseverance
15 февраля
Пароль как крестраж: ещё один способ защитить свои учётные данные
08 февраля
Что такое serverless computing (бессерверные вычисления)?
27 января
Ваш подарок ко дню защиты персональных данных
21 января
Создание группы доступности AlwaysON на основе кластера Failover
18 января
Cloud4Y четвёртый год подряд занимает 1 место в IaaS-рейтинге TAdviser
11 января
Топ статей 2020 года
28 декабря 2020
Cloud4Y поздравляет вас с наступающим 2021 годом!
21 декабря 2020
Виртуальные машины и тест Гилева
07 декабря 2020
GITEX 2020