История облачных вычислений

История облачных вычислений 10 Сентября 2018

В течение последнего десятилетия облачные вычисления превратились из чего-то, что провайдеры услуг предлагали компаниям попробовать внедрить, в жизненно необходимую технологическую основу, которая утвердилась в большинстве современных предприятий.

ИТ-директоры осознали, что облако - это тот тренд, который следует воспринимать максимально серьезно, что следует мигрировать на новые эффективные платформы максимально быстро, и что значительная часть оборудования может и должна стать off-premise.

Огромные изменения в подходах ИТ-директоров к закупкам в ИТ, как с точки зрения биллинга, так и выбора поставщиков, сделали это возможным, наряду с признанием того, что ИТ-отдел больше не может быть единственным центром снабжения технологическими ресурсами.

Здесь мы рассмотрим некоторые из основных этапов в истории облачных вычислений и их влияние на IT-ландшафт на протяжении многих лет.

Кто изобрел облачные вычисления?


Эволюцию облачных вычислений можно разделить на несколько этапов, которые включают в себя развитие идей grid- и коммунальных вычислений, предоставление программного обеспечения как услуги (SaaS). Однако всеобъемлющая концепция доставки вычислительных ресурсов через глобальную сеть появилась уже в 60-х годах.

Идея «межгалактической компьютерной сети» была представлена Джозефом Ликлайдером (J. C. R. Licklider), который отвечал за создание ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Его видение заключалось в том, чтобы все люди с разных концов Земли были взаимосвязаны и получали доступ к программам и данным из любой точки мира. Он заложил основу для грид-вычислений, раннего предшественника облака, в которых географически распределенные компьютеры были объединены для создания слабосвязанной сети. В свою очередь это привело к разработке вычислительных ресурсов, которые стали ближе к тому, что изначально предполагал Ликлайдер.

По смыслу это близко к тому, что мы считаем сегодня облаком, которое принадлежит специализированному провайдеру, поддерживающему работу платформы и управляющему вычислительной инфраструктурой и ресурсами, которые предоставляются пользователям по запросу с оплатой по принципу «по мере необходимости» (pay-as-you-go).

Облачные вычисления: 1960-е и далее


Другие эксперты связывают появление концепции облака с деятельностью ученого Джона МакКарти, который предложил идею вычисления в качестве коммунальной услуги, аналогичную сервисным бюро, которые существовали в то время.

С 1960-х годов облачные вычисления развивались по ряду направлений, причем Web 2.0 является самой последней стадией эволюции. Однако, поскольку Интернет только начал предлагать значительную пропускную способность в 1990-х годах, облачные вычисления для масс казались отсталой в развитии технологией.

Одной из первых вех в истории облачных вычислений стало появление Salesforce.com в 1999 году, команда которого впервые разработала концепцию доставки корпоративных приложений через простой веб-сайт. Услуги этого гиганта управления взаимоотношениями с клиентами проложили новый путь специалистам и компаниям-разработчикам программного обеспечения, начавшим предоставлять свои сервисы и приложения через Интернет.

Сегодня Salesforce является крупным игроком на уже широком рынке SaaS среди ряда других компаний, рожденных в облаке, которые также борются за лидерство с поставщиками legacy программного обеспечения, такими как Microsoft, Oracle и SAP.

Еще один рубеж в SaaS был взят в 2009 году, когда в Web 2.0 достиг своего расцвета. Google и другие компании начали предлагать приложения на базе браузера с помощью таких сервисов, как Google Apps, который позднее был переименован в G Suite.

Microsoft также проявила себя в качестве силы, с которой нужно считаться и в облаках. Стремясь сохранить свое присутствие на рынке бизнес-приложений, идя в ногу с G Suite на протяжении долгих лет, Microsoft развивает свой собственный облачный Office 365.

Legacy-поставщики и облачные провайдеры


В последнее десятилетие поставщики legacy программного обеспечения, такие как Microsoft, Oracle и SAP, предприняли совместные усилия, чтобы побудить on-premise пользователей своих программных приложений обновляться до их эквивалентов в облаках с оплатой по подписке.

Это, в свою очередь, показывает, что ИТ-отделы постепенно уйдут от рассмотрения своих программных и аппаратных закупок как «большого взрыва» капитальных затрат, которые случаются довольно редко в соответствии с циклом обновления.

Поскольку предприятия стали привыкать к облачной модели тарификации, рассматривая ИТ-закупки, и поскольку ежедневные ИТ-расходы стали нормой, для SaaS существует большой запас для роста на ИТ-рынке.

До сих пор существует множество предприятий, которые еще не присоединились к обществу потребителей облачного программного обеспечения. Традиционные поставщики корпоративного программного обеспечения, такие как Microsoft, SAP, Oracle и IBM, по-прежнему обладают огромной базой заказчиков, использующих ПО локально, и теперь все они стремятся активно конвертировать этих клиентов в модель потребления SaaS.

Разработчики программного обеспечения, «рожденного в облаке», такие как Workday, Zendesk и ServiceNow, продолжают раздувать огонь на рынке и стимулируют предприятия тратиться на SaaS.

IaaS и публичное облако


Развитие облачного рынка таким, каким мы его знаем сегодня, стало возможным с появлением Amazon Web Services (AWS) в 2002 году. Компания предоставила пакет облачных инфраструктурных услуг, включая хранение, вычисление и даже возможности человеческого интеллекта через Amazon Mechanical Turk.

В 2006 году, Amazon запустил Elastic Compute Cloud (EC2) в качестве коммерческого веб-сервиса, который позволял небольшим компаниям и отдельным лицам арендовать часть ИТ-инфраструктуры, на которой можно запускать любые приложения.

Сегодня компания является лидером в сфере облачных услуг по модели инфраструктура в качестве сервиса (IaaS). Компания продолжает добавлять тысячи новых услуг и функций в свой продуктовый портфель каждый год и является высокодоходным многомиллиардным бизнесом.

Согласно данным, опубликованным ИТ-аналитиком Gartner в 2017 году, многие предприятия в настоящее время тратят более 5 миллионов долларов в год из своего ИТ-бюджета на облачные сервисы Amazon.

 «Благодаря ускоряющимся темпам внедрения инноваций, помимо уже богатого портфеля услуг и растущего влияния на ИТ-рынки, AWS наиболее часто является поставщиком услуг для стратегического принятия облака», - заявил Gartner в своем отчете 2017 IaaS Magic Quadrant.

 «Хотя это не идеальный вариант для всех потребностей, AWS стал «безопасным выбором» на этом рынке для клиентов, которые стремятся к широкому спектру возможностей и долгосрочному лидерству».

Поставщики облачных услуг: скакуны и наездники


Amazon изначально ориентировался на стартапы, привлекая внимание к публичным облакам как к способу начать свой бизнес и работать без необходимости выкладывать десятки тысяч долларов на приобретение серверов, хранилищ и сетевого оборудования для размещения их локально.

Освобождённое от ограничений, связанных с пропускной способностью, стоимостью и техническим обслуживанием, которые возникают из-за того, что бизнес полагается на традиционное локальное оборудование, облако облегчило путь от запуска до масштабирования для многих компаний.

Развитие облачной платформы Google следовало по аналогичному пути, начав с фокусировки на стартапы, чтобы обеспечить готовность своих услуг и повысить их привлекательность для более широкого диапазона пользователей.

Стремясь не допустить потерь и ослабления на любых рынках, на которых они работают, крупные предприятия вскоре последовали за лидерами среди стартапов, начав поиск способов уменьшить свою зависимость от локальных технологий и оборудования.

Именно здесь Microsoft, со своим публичным облачным Azure и крупной корпоративной клиентской базой, оказалась в выигрышном положении перед конкурентами, ориентированными на стартапы.

В то время как Amazon и Google стремились повысить готовность своих продуктов, ставя перед собой цель завоевать мир корпоративного ИТ, Microsoft уже имел многолетний опыт в понимании того, что ИТ-директора ищут в потенциальном провайдере.

Microsoft запустил платформу как услугу (PaaS) в 2012 году. Возможности Azure были расширены и начали включать IaaS весной 2013 года во время запуска Azure Virtual Machines примерно в это время. Microsoft часто выбирается в качестве поставщика облака клиентами, которые привержены технологиям Microsoft. ИТ-гигант использует свой огромный объем продаж и возможность связывать Azure с другими продуктами и сервисами Microsoft в принятии решений покупателями. Azure неуклонно растет по размеру и количеству клиентов. Многие из них начинают тратить более 500 000 долларов в год, а расходы некоторых превышают 5 миллионов долларов.

Эволюция облака


Облако также побудило ряд других поставщиков услуг изменить свои продукты и расширить бизнес-стратегии, чтобы учесть изменение поведения покупателей в сфере ИТ для бизнеса.

Например, HPE, Dell и VMware изначально собирались идти в ногу с Amazon, Google и Microsoft, прежде чем прекратить свои инициативы в области предоставления сервиса публичного облака, ссылаясь на конкурентное давление.

В то время как некоторые из них вообще отказались от игры, VMware и Rackspace выбрали несколько иной маршрут, причем оба позиционируют себя как организации, которые могут помочь предприятиям управлять приложениями и рабочими нагрузками в публичных облаках своих конкурентов.

В случае с Rackspace это привело к тому, что, начав с раннего лидерства на рынке IaaS до AWS, с 2015 года (или около того) направление деятельности компании переместилось в сферу помощи предприятиям в управлении своими облачными развертываниями на плаформах Amazon, Microsoft, Google и прочих.

Эта переориентация окупилась для фирмы, а сервисное обслуживание AWS регулярно отмечается компанией как одна из наиболее быстрорастущих частей бизнеса.

В то же время VMware, оставаясь одним из лидеров на рынке программного обеспечения для виртуализации, продала свой публичный облачный бизнес французскому IaaS-конкуренту, OVH, в апреле 2017 года. В настоящее время VMware позиционирует себя в качестве поставщика гибридных облачных вычислений.

Что дальше для облака?


В свете всего этого, справедливо сказать, что следующие 10 лет для облачных технологий, вероятно, будут такими же насыщенными, поскольку корпоративные аппетиты к технологии (и их ожидания о том, как они приносят пользу их организациям) продолжают расти.

Основные препятствия для внедрения облаков теперь почти ушли в прошлое, поскольку ранее воспринимаемые недостатки, такие как безопасность, теперь часто воспринимаются как сильные стороны.

Облачные технологии теперь генерируют огромные доходы для провайдеров облачных услуг и поставщиков технологий. Исследователи прогнозируют, что текущие темпы роста рынка будут снижаться довольно медленно в течение следующих пяти лет.

Российский корпоративный облачный провайдер Cloud4Y основан в 2009 году - мы одни из первых стояли у истоков облачных услуг среди Российских провайдеров, которые хорошо знакомы со спецификой и отвечают потребностям российского бизнеса. На сегодняшний день компания входит в ТОП-8 крупнейших IaaS поставщиков России 2017 и ТОП-11 лидеров рейтинга SaaS-провайдеров в России по версии Cnews Analytics. Для того, чтобы получить консультацию по вопросам эффективности в облаке для вашей организации, обратитесь к любому менеджеру Cloud4Y по телефону +7 495 268 04 12 или любым другим удобным способом.

Источники: https://www.computerweekly.com/feature/A-history-of-cloud-computing