История облачных вычислений

ИТ-директоры осознали, что облако - это тот тренд, который следует воспринимать максимально серьезно, что следует мигрировать на новые эффективные платформы максимально быстро, и что значительная часть оборудования может и должна стать off-premise.
Огромные изменения в подходах ИТ-директоров к закупкам в ИТ, как с точки зрения биллинга, так и выбора поставщиков, сделали это возможным, наряду с признанием того, что ИТ-отдел больше не может быть единственным центром снабжения технологическими ресурсами.
Здесь мы рассмотрим некоторые из основных этапов в истории облачных вычислений и их влияние на IT-ландшафт на протяжении многих лет.
Кто изобрел облачные вычисления?
Эволюцию облачных вычислений можно разделить на несколько этапов, которые включают в себя развитие идей grid- и коммунальных вычислений, предоставление программного обеспечения как услуги (SaaS). Однако всеобъемлющая концепция доставки вычислительных ресурсов через глобальную сеть появилась уже в 60-х годах.
Идея «межгалактической компьютерной сети» была представлена Джозефом Ликлайдером (J. C. R. Licklider), который отвечал за создание ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Его видение заключалось в том, чтобы все люди с разных концов Земли были взаимосвязаны и получали доступ к программам и данным из любой точки мира. Он заложил основу для грид-вычислений, раннего предшественника облака, в которых географически распределенные компьютеры были объединены для создания слабосвязанной сети. В свою очередь это привело к разработке вычислительных ресурсов, которые стали ближе к тому, что изначально предполагал Ликлайдер.
По смыслу это близко к тому, что мы считаем сегодня облаком, которое принадлежит специализированному провайдеру, поддерживающему работу платформы и управляющему вычислительной инфраструктурой и ресурсами, которые предоставляются пользователям по запросу с оплатой по принципу «по мере необходимости» (pay-as-you-go).
Облачные вычисления: 1960-е и далее
Другие эксперты связывают появление концепции облака с деятельностью ученого Джона МакКарти, который предложил идею вычисления в качестве коммунальной услуги, аналогичную сервисным бюро, которые существовали в то время.
С 1960-х годов облачные вычисления развивались по ряду направлений, причем Web 2.0 является самой последней стадией эволюции. Однако, поскольку Интернет только начал предлагать значительную пропускную способность в 1990-х годах, облачные вычисления для масс казались отсталой в развитии технологией.
Одной из первых вех в истории облачных вычислений стало появление Salesforce.com в 1999 году, команда которого впервые разработала концепцию доставки корпоративных приложений через простой веб-сайт. Услуги этого гиганта управления взаимоотношениями с клиентами проложили новый путь специалистам и компаниям-разработчикам программного обеспечения, начавшим предоставлять свои сервисы и приложения через Интернет.
Сегодня Salesforce является крупным игроком на уже широком рынке SaaS среди ряда других компаний, рожденных в облаке, которые также борются за лидерство с поставщиками legacy программного обеспечения, такими как Microsoft, Oracle и SAP.
Еще один рубеж в SaaS был взят в 2009 году, когда в Web 2.0 достиг своего расцвета. Google и другие компании начали предлагать приложения на базе браузера с помощью таких сервисов, как Google Apps, который позднее был переименован в G Suite.
Microsoft также проявила себя в качестве силы, с которой нужно считаться и в облаках. Стремясь сохранить свое присутствие на рынке бизнес-приложений, идя в ногу с G Suite на протяжении долгих лет, Microsoft развивает свой собственный облачный Office 365.
Legacy-поставщики и облачные провайдеры
В последнее десятилетие поставщики legacy программного обеспечения, такие как Microsoft, Oracle и SAP, предприняли совместные усилия, чтобы побудить on-premise пользователей своих программных приложений обновляться до их эквивалентов в облаках с оплатой по подписке.
Это, в свою очередь, показывает, что ИТ-отделы постепенно уйдут от рассмотрения своих программных и аппаратных закупок как «большого взрыва» капитальных затрат, которые случаются довольно редко в соответствии с циклом обновления.
Поскольку предприятия стали привыкать к облачной модели тарификации, рассматривая ИТ-закупки, и поскольку ежедневные ИТ-расходы стали нормой, для SaaS существует большой запас для роста на ИТ-рынке.
До сих пор существует множество предприятий, которые еще не присоединились к обществу потребителей облачного программного обеспечения. Традиционные поставщики корпоративного программного обеспечения, такие как Microsoft, SAP, Oracle и IBM, по-прежнему обладают огромной базой заказчиков, использующих ПО локально, и теперь все они стремятся активно конвертировать этих клиентов в модель потребления SaaS.
Разработчики программного обеспечения, «рожденного в облаке», такие как Workday, Zendesk и ServiceNow, продолжают раздувать огонь на рынке и стимулируют предприятия тратиться на SaaS.
IaaS и публичное облако
Развитие облачного рынка таким, каким мы его знаем сегодня, стало возможным с появлением Amazon Web Services (AWS) в 2002 году. Компания предоставила пакет облачных инфраструктурных услуг, включая хранение, вычисление и даже возможности человеческого интеллекта через Amazon Mechanical Turk.
В 2006 году, Amazon запустил Elastic Compute Cloud (EC2) в качестве коммерческого веб-сервиса, который позволял небольшим компаниям и отдельным лицам арендовать часть ИТ-инфраструктуры, на которой можно запускать любые приложения.
Сегодня компания является лидером в сфере облачных услуг по модели инфраструктура в качестве сервиса (IaaS). Компания продолжает добавлять тысячи новых услуг и функций в свой продуктовый портфель каждый год и является высокодоходным многомиллиардным бизнесом.
Согласно данным, опубликованным ИТ-аналитиком Gartner в 2017 году, многие предприятия в настоящее время тратят более 5 миллионов долларов в год из своего ИТ-бюджета на облачные сервисы Amazon.
«Благодаря ускоряющимся темпам внедрения инноваций, помимо уже богатого портфеля услуг и растущего влияния на ИТ-рынки, AWS наиболее часто является поставщиком услуг для стратегического принятия облака», - заявил Gartner в своем отчете 2017 IaaS Magic Quadrant.
«Хотя это не идеальный вариант для всех потребностей, AWS стал «безопасным выбором» на этом рынке для клиентов, которые стремятся к широкому спектру возможностей и долгосрочному лидерству».
Поставщики облачных услуг: скакуны и наездники
Amazon изначально ориентировался на стартапы, привлекая внимание к публичным облакам как к способу начать свой бизнес и работать без необходимости выкладывать десятки тысяч долларов на приобретение серверов, хранилищ и сетевого оборудования для размещения их локально.
Освобождённое от ограничений, связанных с пропускной способностью, стоимостью и техническим обслуживанием, которые возникают из-за того, что бизнес полагается на традиционное локальное оборудование, облако облегчило путь от запуска до масштабирования для многих компаний.
Развитие облачной платформы Google следовало по аналогичному пути, начав с фокусировки на стартапы, чтобы обеспечить готовность своих услуг и повысить их привлекательность для более широкого диапазона пользователей.
Стремясь не допустить потерь и ослабления на любых рынках, на которых они работают, крупные предприятия вскоре последовали за лидерами среди стартапов, начав поиск способов уменьшить свою зависимость от локальных технологий и оборудования.
Именно здесь Microsoft, со своим публичным облачным Azure и крупной корпоративной клиентской базой, оказалась в выигрышном положении перед конкурентами, ориентированными на стартапы.
В то время как Amazon и Google стремились повысить готовность своих продуктов, ставя перед собой цель завоевать мир корпоративного ИТ, Microsoft уже имел многолетний опыт в понимании того, что ИТ-директора ищут в потенциальном провайдере.
Microsoft запустил платформу как услугу (PaaS) в 2012 году. Возможности Azure были расширены и начали включать IaaS весной 2013 года во время запуска Azure Virtual Machines примерно в это время. Microsoft часто выбирается в качестве поставщика облака клиентами, которые привержены технологиям Microsoft. ИТ-гигант использует свой огромный объем продаж и возможность связывать Azure с другими продуктами и сервисами Microsoft в принятии решений покупателями. Azure неуклонно растет по размеру и количеству клиентов. Многие из них начинают тратить более 500 000 долларов в год, а расходы некоторых превышают 5 миллионов долларов.
Эволюция облака
Облако также побудило ряд других поставщиков услуг изменить свои продукты и расширить бизнес-стратегии, чтобы учесть изменение поведения покупателей в сфере ИТ для бизнеса.
Например, HPE, Dell и VMware изначально собирались идти в ногу с Amazon, Google и Microsoft, прежде чем прекратить свои инициативы в области предоставления сервиса публичного облака, ссылаясь на конкурентное давление.
В то время как некоторые из них вообще отказались от игры, VMware и Rackspace выбрали несколько иной маршрут, причем оба позиционируют себя как организации, которые могут помочь предприятиям управлять приложениями и рабочими нагрузками в публичных облаках своих конкурентов.
В случае с Rackspace это привело к тому, что, начав с раннего лидерства на рынке IaaS до AWS, с 2015 года (или около того) направление деятельности компании переместилось в сферу помощи предприятиям в управлении своими облачными развертываниями на плаформах Amazon, Microsoft, Google и прочих.
Эта переориентация окупилась для фирмы, а сервисное обслуживание AWS регулярно отмечается компанией как одна из наиболее быстрорастущих частей бизнеса.
В то же время VMware, оставаясь одним из лидеров на рынке программного обеспечения для виртуализации, продала свой публичный облачный бизнес французскому IaaS-конкуренту, OVH, в апреле 2017 года. В настоящее время VMware позиционирует себя в качестве поставщика гибридных облачных вычислений.
Что дальше для облака?
В свете всего этого, справедливо сказать, что следующие 10 лет для облачных технологий, вероятно, будут такими же насыщенными, поскольку корпоративные аппетиты к технологии (и их ожидания о том, как они приносят пользу их организациям) продолжают расти.
Основные препятствия для внедрения облаков теперь почти ушли в прошлое, поскольку ранее воспринимаемые недостатки, такие как безопасность, теперь часто воспринимаются как сильные стороны.
Облачные технологии теперь генерируют огромные доходы для провайдеров облачных услуг и поставщиков технологий. Исследователи прогнозируют, что текущие темпы роста рынка будут снижаться довольно медленно в течение следующих пяти лет.
Российский корпоративный облачный провайдер Cloud4Y основан в 2009 году - мы одни из первых стояли у истоков облачных услуг среди Российских провайдеров, которые хорошо знакомы со спецификой и отвечают потребностям российского бизнеса. На сегодняшний день компания входит в ТОП-8 крупнейших IaaS поставщиков России 2017 и ТОП-11 лидеров рейтинга SaaS-провайдеров в России по версии Cnews Analytics. Для того, чтобы получить консультацию по вопросам эффективности в облаке для вашей организации, обратитесь к любому менеджеру Cloud4Y по телефону +7 495 268 04 12 или любым другим удобным способом.
Источники: https://www.computerweekly.com/feature/A-history-of-cloud-computing
Популярное
02 марта
Облачные вычисления помогают марсоходу Perseverance
15 февраля
Пароль как крестраж: ещё один способ защитить свои учётные данные
08 февраля
Что такое serverless computing (бессерверные вычисления)?
27 января
Ваш подарок ко дню защиты персональных данных
21 января
Создание группы доступности AlwaysON на основе кластера Failover
18 января
Cloud4Y четвёртый год подряд занимает 1 место в IaaS-рейтинге TAdviser
11 января
Топ статей 2020 года
28 декабря 2020
Cloud4Y поздравляет вас с наступающим 2021 годом!
21 декабря 2020
Виртуальные машины и тест Гилева
07 декабря 2020
GITEX 2020