Облачный провайдер – это поставщик вычислительных ресурсов, организованных на базе виртуальных мощностей и обеспечивающих удалённое управление, настройку, мониторинг инфраструктуры. Благодаря технологиям виртуализации компаниям и госучреждениям не нужно закупать дорогостоящее компьютерное оборудование — достаточно арендовать нужный пул ресурсов у облачного провайдера. Причём арендуемые облачные мощности легко и быстро масштабируются, настраиваются, не требуют обновления силами компании-клиента, что снижает нагрузку на штатных системных администраторов.
О том, как выбрать облачного провайдера, который закроет ваши инфраструктурные потребности и поможет решить вопрос с ПО, рассказываем в этой статье.
С чего начать
В первую очередь обратите внимание на два фактора: опыт компании и портфель предлагаемых сервисов. Чем старше облачный провайдер, тем с большим количеством трудностей они сталкивались и знают, как их решать, а также как сделать, чтобы у клиента трудностей не возникало.
С опытом растёт и портфель услуг, которые предлагает провайдер. Серьёзные поставщики облачных услуг обладают ресурсами и квалификацией, позволяющими предлагать дополнительные сервисы помимо традиционного IaaS: виртуальные рабочие столы (VDI), Kubernetes, почтовый сервер в облаке, терминальные сервера, S3 хранилища и т. д.
Возможность создания гибридного облака, объединив виртуальные машины с физическим серверами через локальную сеть, использование резервирования на уровне дата-центров и наличие географически разнесённых дата-центров также говорят о достаточном опыте и надёжности компании-провайдера.
После отсева по этим параметрам можно знакомиться с поставщиками облачных услуг более вдумчиво.
На что ещё обратить внимание при выборе облачного провайдера
Это не совсем чек-лист по выбору облачного провайдера, но те критерии, которые позволяют отсеять неопытные и недостаточно надёжные компании.
Мониторинг. Чем больше возможностей управлять и отслеживать происходящее на виртуальной инфраструктуре, тем лучше. Удобные мониторинги, прозрачность работы с виртуальной инфраструктурой — важные аспекты, на которые должен обратить внимание системный администратор.
Надёжность ЦОД. Надёжность виртуальной инфраструктуры отчасти зависит от того, в каких центрах обработки данных размещено оборудование провайдера. Большинство современных дата-центров классифицированы по системе стандартов Tier Standard от Uptime Institute (Tier). Tier III, Tier IV считаются высоким уровнем надёжности, поэтому уточняйте у провайдера облачных услуг, какой уровень Tier у их дат-центров. Напоминаем также, что в соответствии с законом «О персональных данных» все данные пользователей, работающих с облачной платформой, должны храниться в РФ.
Количество и расположение ЦОД. От того, как далеко находится дата-центр от офиса клиента, зависит скорость работы приложений, размещённых в облаке. Кроме того, хранить все данные в одном ЦОД — не лучшая идея с точки зрения защиты данных. Поэтому лучше обращаться за услугами к провайдеру, у которого есть несколько географически удалённых дата-центров. Если есть ЦОД в других странах — ещё лучше. Например, у Cloud4Y есть дата-центры в России, Турции, Германии, Нидерландах.
Биллинг. Чтобы иметь возможность прогнозировать расходы, компании-клиенту облачного провайдера требуется прозрачная и понятная система оплаты, прописанные в договоре суммы. Идеально, если прайс-лист, условия биллинга провайдер не скрывает, а на сайте есть даже калькулятор, с помощью которого можно примерно узнать стоимость услуг. Поддержка разных способов оплаты, работа с физическими и юридическими лицами, ежемесячное (если иное не предусмотрено договором) выставление закрывающих документов тоже должны быть. А самое главное — оплата облачных услуг у всех крупных провайдеров выполняется по модели Pay-as-You-Go.
Гарантия доступности. Каждый серьёзный провайдер облачных услуг предлагает клиентам гарантии по SLA —соглашению об уровне доступности. В договоре фиксируются ключевые показатели доступности и юридическая ответственность провайдера при заключении договора на использование облачных сервисов. Также там прописаны доступность облака, условия техподдержки, максимально время простоя. Гарантию доступности указывают в процентах. Например, в Cloud4Y она составляет 99,982%. Подробнее о SLA, его условиях и процентах рассказали здесь.
Техническая поддержка. Техническая поддержка облачного провайдера должна быть круглосуточной. В идеале — на нескольких языках, ведь облаками пользуются не только русскоязычные клиенты. Кроме того, техподдержка крупного провайдера помогает с миграцией в облако, способна выполнить перенос «под ключ», сопровождать или выполнять конкретную часть работы вместо ИТ-специалистов клиента. И, конечно, быстро и качественно приходить на помощь, если возникли трудности или сбои.
Заключение
Итак, чтобы не ошибиться при выборе облачного провайдера, изучите его портфель услуг и проверьте опыт работы, по возможности пообщайтесь с представителями технической поддержки, запросите условия SLA. Отобрав несколько понравившихся вариантов, запросите расчёт стоимости услуг и попросите дать тестовый доступ к облачной платформе.
Последнее особенно важно, потому что теория должна подкрепляться практикой. Бывает так, что за красивой ширмой обнаруживается плохо управляемый, откровенно глючный сервис управления виртуальными мощностями. И наоборот. Поэтому только тестовый доступ поможет вам принять решение о сотрудничестве.
Также посмотрите, какие сертификаты безопасности есть у провайдера. Лицензии ФСТЭК и ФСБ, сертификаты соответствия, возможность защиты вплоть до УЗ1 — всё это тоже важно.